В основе концепции воспитательной работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А.Бредихина» лежит формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

Воспитательная система в нашей  школе   опирается на вечные ценности, такие как любовь к Родине, матери, духовно-нравственное и физическое здоровье, уважение к труду, земле, миру, дружбе, человечности, справедливости.   Особый смысл придается таким базовым понятиям, как Отечество,  Человек, Здоровье, Семья, Труд и другие. 

Главной целью воспитательной работы   является развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 

Это определило задачи создания воспитательной системы школы:
-раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации образовательного процесса;
– реализация концептуальных положений системы воспитания школьников по формированию целостной, социально-активной, жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, способной адекватно относиться к культурным ценностям общества и творчески действовать в сфере учебной деятельности;
-формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.

Реализация воспитательной системы школы осуществляется в трех направлениях:
 -социально-нравственном (усвоение основных понятий о социальных нормах отношений; сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений);
 -общекультурном (усвоение основных общеэстетических понятий; усвоение основных экологических понятий; усвоение основных понятий, определяющих управление собой);
-общеинтеллектуальном направлении (усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение основных элементов общенаучных методов познания).

Вышеперечисленные направления предполагают использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, представлений о нравственности, на приобщение к системе культурных ценностей, на трудолюбие и готовность к осознанному выбору будущей профессии, на развитие эстетического отношения к окружающему миру, на формирование ценностного отношения к своему и общественному здоровью, на становление активной жизненной позиции.

Ценностный базис школьного воспитания включает в себя ценности нравственного порядка, такие как правдивость, ответственность, внимательное отношение к людям, самодисциплина, ценностное отношение к своему и общественному здоровью. Это отражено в “Правилах для обучающихся школы здоровья и развития”, “Кодексе чести старшеклассников”. Эти базовые документы разработаны совместно с обучающимися  и их родителями.  

В школе царит доброжелательная, нравственная атмосфера, формируются школьные традиции, нормы и правила жизни на основе здоровьесберегающей доминанты. Создана сеть профильных объединений и кружков, способствующих творческой самореализации личности и укреплению здоровья обучающихся, вовлечению родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность. 

Основные мероприятия школы направлены на: 

-развитие воспитательной системы школы;  
-реализацию годового круга праздников и традиций с ориентацией на  формирование культуры отдыха, общения, развитие умений творческой саморегуляции;
-формирование этоса (духовно-нравственного климата) школы здоровья и развития за счет освоения программы “Основы православной культуры”;
-включение школьников в творческую деятельность как способ снятия перегрузок и обеспечения самореализации;
– развитие дополнительного здоровьесберегающего образования детей;
– развитие детского самоуправления;
– культивирование здорового образа жизни;
– работу с одаренными детьми и детьми группы риска, с трудными подростками;
-развитие физкультурно-массовой и спортивной деятельности.  

В своей педагогической деятельности мы опираемся на:
-сложнейший опыт работы организации к деятельности и систему средств включения детей в процесс творчества самореализации, самоорганизации;
-организацию и функционирование профильных классов, творческих лабораторий, клубов, кружков как систему дополнительного образования, которая дает ребенку право на выбор деятельности в соответствии с потребностями  и интересами;
-оздоровление детей, пропаганду здорового образа жизни;
-взаимодействие с научно-методическими и образовательными центрами Курской области и Российской Федерации для выработки и внедрения новых педагогических технологий;
-взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, творческими объединениями для обмена информацией, опытом работы,  создания научной, методической, кадровой и материально-технической базы для реализации программы. 

 

Реализация вышеперечисленных задач осуществляется, прежде всего, через создание условий совместной жизнедеятельности, обеспечивающей высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, актуализирующие ее лучшие стороны и предоставляющие просмотр для позитивного самоутверждения личности, а также посредством системы разнообразных форм психолого-педагогического воздействия.

 
Воспитательная деятельность школы основывается на  следующих принципах:
– приоритета личностного развития и самореализации ребенка;
– защиты прав и личностного достоинства воспитанников;
-безопасности жизни и здоровья обучающихся;
– создания максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;
 -содержательности деятельности – ее предметно-видовое многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
– свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимых условий самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка. 

Внеурочная деятельность в школе делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Что касается традиционных общешкольных дел, то с полным удовлетворением можно отметить, что они проходят успешно.